Хачаянц А. Г.
Об Ансамбле древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Страницы 3–6
Аннотация: В статье освещена деятельность Ансамбля древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Участники Ансамбля — студенты кафедры народного пения и этномузыкологии, руководитель — заведующая кафедрой истории музыки Анжела Хачаянц. Сообщается об истории создания Ансамбля, его репертуаре, который включает монодийные и многоголосные образцы русской средневековой церковной музыки из рукописей XVII века, песнопения из старообрядческих книг и образцы современного пения в старообрядческих поселениях на территории Саратовской области. Охарактеризованы некоторые рукописные источники, из которых берутся песнопения для исполнения. Представлена концертная и просветительская деятельность Ансамбля.
Ключевые слова: древнерусское церковно-певческое искусство, Ансамбль древнерусского певческого искусства, Саратовская государственная консерватория.
Теория и история искусства
Демченко А. И.
Метаморфозы импрессионизма на рубеже эпох
Страницы 7–15
Аннотация: Понятие «серебряный век» не было сугубо русским национальным феноменом, и его естественно распространить на ряд других эстетических составляющих конца XIX и начала ХХ столетия, в том числе на поздний импрессионизм. Ядро классического импрессионизма составили главным образом пейзажисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Но к числу импрессионистов относят и тех французских художников второй половины XIX века, для которых пейзаж не был основополагающим жанром (наиболее крупные среди них — Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане). Свойственная их манере светлая и яркая красочная гамма с поразительным богатством валёров и рефлексов порождала настоящее празднество света и цвета. Ввиду этой романтизации и тяготения к изысканности, даже рафинированности художественного выражения, импрессионизм уже во второй половине XIX века пестовал элементы культуры «серебряного века». Подобные тенденции нарастали в исканиях позднего импрессионизма, который наиболее примечательно заявил о себе в сфере пуантилизма (дивизионизма) и на завершающей фазе творчества таких характерных фигур, как К. Моне и О. Ренуар. Новый мощный толчок своего развития принципы позднего импрессионизма получили на рубеже ХХ века на почве других национальных школ и в других видах искусства — в скульптуре, литературных жанрах, сценическом искусстве, хореографии и особенно ярко в музыкальном искусстве.
Ключевые слова:
Музыкальное искусство
Волынский Э. И.
Полифоническая сонатная форма Арнольда Шенберга
Страницы 16–28
Аннотация: Статья посвящена претворению сонатной формы Арнольдом Шенбергом. Основное внимание исследования сосредоточено на трех произведениях Арнольда Шенберга: Квинтет для духовых op. 26, Третий струнный квартет op. 36 и Четвертый струнный квартет op. 37. В результате анализа строения первых частей этих произведений обнаружена синтетическая система, где организующим фактором является взаимодействие принципов развития, идущих от сонатной и вариационной формы, а также формы фуги.
Ключевые слова: полифоническая сонатная форма, Арнольд Шенберг, синтез музыкальных форм.
Панкина Е. В., Кириченко О. Д.
Стилистическая типология немецкого Quodlibet’а XVI века
Страницы 29–37
Аннотация: Статья посвящена виду политекстовой композиции светской музыки Возрождения — немецкому Quodlibet’у. В качестве наиболее раннего источника музыкальных Quodlibet’ов указывается собрание Вольфганга Шмельтцля (Нюрнберг, 1544), содержащее 25 4-голосных песен. Рассматриваются определения и трактовки Quodlibet’а, приведенные в литературных сочинениях Симона Рота (1571), Иоганна Фишарта (1575), Михаэля Преториуса (1618), Иоганна Кристофа Готшеда (1729), а также классификации комбинаторных песен Михаэля Преториуса, современных исследователей В. Рогге и К. Гудевиля, Н. А. Симаковой. На основе классификации видов Quodlibet’а Н. А. Симаковой анализируются произведения анонимов, Матиаса Грайтера, Людвига Зенфля, Леонхарда Хайденхаймера, принадлежащие к симультанному, консекутивному и синтетическому типам. Отмечается широкое разнообразие реализации центонного принципа по вертикали и горизонтали, а также происхождение источников цитирования из сфер придворной и народной песни.
Ключевые слова: немецкая музыка, полифоническая песня, Quodlibet, центон, Вольфганг Шмельтцль.
Степанидина О. Д.
Русский романс конца XVIII века и эпохи Глинки в свете влияния итальянской вокальной культуры
Страницы 38–48
Аннотация:В статье рассматривается влияние вокального искусства Италии на становление русского романса. Выявляется значение ритма сицилианы на развитие русской силлабо-тонической системы стихосложения в песнях Г. Теплова. Анализируются романсы М. И. Глинки с точки зрения их связи с оперным и камерным творчеством композиторов Италии. Выявляются черты итальянского bel canto в исполнительском искусстве певца М. И. Глинки и влияние его школы на камерно-вокальную исполнительскую культуру России ХIХ века.
Ключевые слова: вокальное искусство Италии, романсы и исполнительское искусство М. И. Глинки, камерно-вокальная культура России ХIХ века.
Пономарева Е. В.
«Какой-то тайной силой я с нею связан роком»: мифоритуальный аспект в изучении оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»
Страницы 49–54
Аннотация:В статье рассматривается мифопоэтика оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Сочинение, отмеченное аурой «мистичности», затрагивающее темы числовой символики карт, визионерских переживаний, роковых предсказаний и явлений призраков, актуализирует и изоморфный этой проблематике исследовательский инструментарий. И в контексте мифопоэтики таким методологическим разворотом становится мифоритуальная парадигма. Именно в этом ракурсе становится возможным научное обоснование «таинственных» нумерологических кодов, ономатологических сближений, амбивалентной семантики карт (игральные и гадальные) и «иррациональных» драматургических перипетий не только на уровне сюжетного мифологизма, но и на глубинном уровне мифопоэтики собственно музыкального текста. В результате исследования обнаруживается мифоритуальная спецификация лейтмотивной системы оперы. Кроме того, новую научную трактовку получает логика тонального плана всех семи картин, а также интонационно-тематического развития и формообразования «Пиковой дамы».
Ключевые слова: П. И. Чайковский, опера «Пиковая дама», мифопоэтика, числовая символика, лейтмотивы, формообразование, тональный план.
Театральное искусство
Полозова И. В.
Репертуар провинциального музыкального театра в конце XVIII — начале ХХ века на примере Саратова
Страницы 55–61
Аннотация: В статье раскрывается тема развития музыкального театра в провинциальных городах Российской империи с конца XVIII до начала XX в. Автор анализирует разные виды деятельности музыкального театра: крепостной, публичный городской, частные антрепризы на примере одного города. В статье показана динамика развития оперного жанра в провинции, отмечены общие и специфические качества провинциальной музыкальной жизни, рассмотрен репертуарный список спектаклей на протяжении почти полуторавекового периода. Отмечено, что в Саратове вплоть до конца XIX в. особый интерес вызывали комические спектакли, тогда как серьезная опера получает признание с 1870-х гг.; репертуар провинциального театра был актуальным; постепенно увеличивался вес отечественных оперных спектаклей. Автор приходит к выводу, что развитие театральной жизни в Саратове представляет собой типичный пример становления музыкального театра в российской провинции и отражает те процессы и явления, которые характеризовали театральное дело в России в конце XVIII — начале XX в. в целом.
Ключевые слова: музыкальный театр, Саратов XVIII–XIX в., оперный репертуар, оперные труппы, русская опера.
Калошина Г. Е.
Трактовка событий истории в опере А. Онеггера — Ж. Ибера «Орлёнок»
Страницы 62–70
Аннотация: В статье впервые охарактеризованы жанровое своеобразие и симфонические процессы оперы Онеггера — Ибера «Орлёнок», выявлены её концепции. Автор вводит обозначения лейтмотивов, выделяет составляющие полижанрового комплекса: закономерности исторической героической «большой» оперы XIX в., экзистенциальной драмы и мистической трагедии рока. Принцип истории «как прошлого» подтверждён хроникальностью событий, опорой на документы эпохи, воссозданием колорита места действия, в музыке — лейтжанрами вальса, тарантеллы, польки, маршами и песнями времён Наполеона I. Вальс и марш — жанровые рефрены формы высшего порядка, а также средства характеристики героев, взаимодействует с песнями, барочным риторическими фигурами, секвенцией dies irae, хроматическими ладовыми системами. Принцип истории «как настоящего» выявляется в накоплении конфликтных ситуаций от начала к концу сочинения, в спонтанности поступков Наполеона II — Орлёнка. Выявлены концепция искупительной жертвы и концепция игры — политической (конфликт Орлёнка и князя Меттерниха), буффонной — в наличии элементов театра масок. Вальс — символ полициклического вращения небесных тел, выразитель сакрального мифологического времени, и марш — символ копья, меча, шпаги, олицетворение «профанного» времени, создают образ истории как спирали, накручивающей очередные круги на ось вселенной — вектор, устремлённый в бесконечность.
Ключевые слова: полижанровость, политика, игра, концепция, спираль, вальс, марш.
Традиционные культуры
Егорова И. Л.
Л. Л. Христиансен о русском народном музыкально-поэтическом творчестве первой половины XX века (по материалам рукописных источников)
Страницы 71–79
Аннотация: О значении научного наследия Льва Львовича Христиансена можно судить не только по его публикациям, но и по рукописям из архивных фондов Саратовской консерватории. В данной статье рассматривается содержание методической разработки курса лекций по теме «Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество», созданной Христиансеном в середине XX в. Рукопись содержит ценные научные обобщения, выводы и гипотезы учёного, которые не утратили своей актуальности в настоящее время. Автор настоящей статьи преследует цель донести содержание манускрипта Л. Л. Христиансена до широкого круга читателей, сопроводив комментариями основные положения, мысли и определения выдающегося учёного.
Ключевые слова: Лев Христиансен, народное музыкальное творчество, народно-певческое образование, этномузыкознание, фольклор, народная песня, народное исполнительство.
Лоберан И.
Клезмерская музыка на Украине и Молдавии на рубеже XX–XXI веков: некоторые итоги исследований
Страницы 80–84
Аннотация: Автор статьи совершил ряд экспедиционных поездок в Молдавию и Украину, бывшие территориями Российской империи, где проживало еврейское население. Ему удалось зафиксировать следы традиционной еврейской музыки, так называемой клезмерской. Клезмер-ансамбли исполняли обрядовую музыку, особенно на свадьбах. Трагические события XX века повлияли на то, что еврейское население Восточной Европы было уничтожено или рассеяно, угасла и традиционная музыкальная культура, однако жанровая и стилевая специфика клезмер-капелл на сегодня сохранилась в ансамблевой игре местного населения Западной Украины и Молдавии. Клезмерская музыка в этих областях обрела статус не столько этнического, сколько локального местно-стилевого музыкального диалекта. В статье дана историческая справка о клезмерском музицировании, характеризуются жанры, исполнительский состав и приемы игры.
Ключевые слова: этнография, традиционная еврейская музыка, клезмерская музыка, клезмер-ансамбль «Шолом Алейхем».
Эстетика и философия искусства
Казин А. Л.
Парадокс Набокова, или Эпилог русского модерна
Страницы 85–89
Аннотация: Статья посвящена философскому осмыслению художественного мира Владимира Набокова, в ней осуществлена попытка раскрыть своеобразие творческого метода писателя. Романное пространство создаётся Набоковым по законам не «эпики», а «лирики», но отличие авторского мира от образа классической лирики заключается в том, что у лирического героя личная точка зрения есть способ рассмотрения сущего, а у Набокова кругозор персонажа есть способ бытия сущего — другого не дано. Показано, что единственным объектом творчества писателя был человек как таковой. Он предстает как некая самодостаточная монада, наполняющая собой всю вселенную. В этом «монологическом» мире одинаково возможно как совершенное счастье, так и полное страдание: и то и другое суть господствующие установки чистого самосозерцания. Рай и ад онтологически и нравственно сходятся в этом мире, свидетельствуя о глубинной личностной тайне самого писателя, которую он прячет за парадоксами словесного узора своих произведений.
Ключевые слова: Владимир Набоков, русский роман, модернизм, эстетический космос.
Здесь будет форма